воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Чайная история. Первые впечатления



Пока поезд Нанкин-Пекин мерно и низко летит на своих 303 километрах в час, самое время воспользоваться отсутствием интернета и набросать свои первые впечатления о Китае.

 Начались они еще в самолете. Единственный прямой рейс между Сиднеем и Нанкином предоставляется китайской авиакомпанией Чайна Истерн. Китайский самолет Аэробус А-330, китайский персонал, большинство надписей на китайском, с дублированием на английский. У входа в самолет удалось рассмотреть стойку с прессой и прихватить Global Times and Sydney Morning Herald.

Со второй все понятно — одна из ведущих газет в Австралии, толстый воскресный номер. А вот Глобал Таймс, похоже, ведущий заграничный рупор Китайской коммунистической партии. На первой странице — фото с недавнего третьего пленума ЦК КПК с выступлением лидера партии сегодняшнего дня. При этом красно-черная полиграфия только на первой странице. Все последующие исключительно черно-белые, а разрешающая способность фотографий достаточно бедная. Фотографии мутноватые и нечеткие. Вот так вот с места в карьер возврат в прошлое.

Сам полет — в общем-то ничего особенного. Самолет не самой новой модели, развлечений мало, индивидуальных экранов нет, только несколько общих небольших телевизоров под потолком над рядами. И места для ног, как по мне, маловато.

Уже здесь, в полете, во всей красе проявились национальные особенности китайского населения. Пожилой китаец в соседних рядах не стесняясь громко выпускал газы. Общие их манеры общения друг с другом весьма бесцеремонны. Глядя на то, как они с партнершей при необходимости беспардонно сгоняли друг друга с мест когда одному нужно было выйти или пересесть...

Эта же беспардонность проявилась и дальше. На паспортном контроле несколько работающих столов, и над каждым надпись для каких паспортов этот стол. Мы спокойно со своим Австралийским паспортом стали в недлинную очередь APEC – азиатско-тихоокеанский регион. Толпа китайцев с их темно-красными паспортами стали туда-же. Когда подошла наша очередь и офицер вместо того, чтобы проверить одновременно ребенка и меня, почему то потребовала проходить по одному (можно подумать, если одного из нас в страну пустят, а другого нет, то мы мирно разойдемся по сторонам). Пока я пытался вернуться назад за желтую линию, из за моей спины молча и энергично вынырнула пожилая китайская женщина, и тупо ломонулась на проверку, сходу тыча офицеру свой паспорт. Только несколько энергичных слов на местном диалекте из уст госслужащего заставили ее вернуться назад.

Общее замечание про Китай — здесь практически нет и не соблюдается личное пространство. Когда в очереди в магазине ты по привычке оставляешь хотя бы пол метра до стоящего впереди и расплачивающегося —  остальные китайцы безусловно и по умолчанию обходят тебя, если мешаешь еще отпихивают локтями, и становятся в затылок впередистоящему. Когда ты расплатился и тебе нужно отойти от прилавка — сделать это нелегко, т. к. со всех сторон впритык стоят китайцы, и сквозь них буквально нужно проталкиваться. Слава предкам, при моих и их габаритах это не самая большая проблема для меня. Но тем не менее безопасности бумажнику и прочим атрибутам спокойной жизни это не добавляет.

Но едем дальше. Китайское такси.
Во всех четырех желтых такси, на которых мы пока что катались здесь —установлены газовые баллоны для экономии топливных расходов. При этом огромные баллоны съедают много места в багажниках, и обычный большой чемодан в них просто не помещается. Как результат, такой чемодан едет в салоне за водительским сиденьем. Не самое приятное ощущение, особенно если сзади приходится ехать двум пассажирам. А кроме этого, однажды ушлый китайский водитель резво тронулся услышав захлопнувшуюся крышку багажника. Пришлось стучать ему по багажнику, чтобы остановился и отдал чемодан из салона. 

Конкретно данный водитель оказался просто квинтэссенцией ушлости. Не соизволил выйти из машины чтобы помочь загрузить все наши вещи (2 чемодана и 2 рюкзака при трех пассажирах это уже задача не всегда простая). Далее у переднего пассажирского сиденья не было гнезда для застегивания ремня безопасности. Ремень есть, ключ есть, а гнезда-замка, куда его вставлять  - нет. А носятся они по местным автобанам при скорости в 100км/час как тараканы на беговой дорожке — загадочными кривыми, без соблюдения рядности, включения поворотов, с регулярными подачами предупредительных звуковых сигналов...

Приехали к вокзалу- на въезде очередь из ожидающих такси. Наш ушлик сходу пристроился в хвост очереди, не собираясь нас высаживать пока не подойдет его очередь. Пришлось объяснять жестами, что время идет, и мы тут стоять не будем. Нехотя поехал на высадку. Метров за 150 до того места, где можно по переходу пересечь остальные полосы и подойти к вокзалу — уже вознамерился нас высадить. Ну ок, мы согласились расплатиться и он даже поднял свой жетон «свободно», но пришлось ему показывать что едь еще давай в тянучке, мы выйдем попозже, поближе к переходу.

Ну и как он рванул с нашим чемоданом и фоторюкзаком — смотри выше.

Правда, ради справедливости и уравновешивая такое качество сервиса, такси здесь стоит недорого. От аэропорта до квартиры, около 45 км, мы доехали за 103 юаня (около 18 долларов). От квартиры до ж/д вокзала 18 км — 31 юань (около 6 долларов). Машины все старые, изношенные, комфорт в них относительный. И еще зачем-то водители отгорожены от остального салона некоторым подобием пластиковой перегородки.

Другая вещь поражающая в Китае и бросающаяся в глаза — жутчайшая смесь богатства и нищеты. Первые автомобили ауди встреченные нами на дорогах — А7, А8, А4... Фешенебельная гостиница с парадного входа сверкает огнями и поражает роскошью, а у заднего входа китайские бедняки складируют картон характерными столбиками для последующей сдачи в макулатуру. В 50 метрах от входа метро, на проспекте, у запираемого на ночь железного ящика где хранятся интсрументы — ремонт велосипедов. Тех еще, надо сказать, велосипедов.

Пока все о первых впечатлениях. В нанкине посещены Президенсткий дворец и могилы династии Мин, едем в Пекин.