суббота, 18 сентября 2010 г.

Особенности найденной работы. Дни вторые.

Моя первая запись о новом месте работы вызвала определенную заинтересованность у читающей аудитории, и даже пришел такой отклик из провинциальной украинской реальности (пунктуация и орфография автора сохранены).

Я работал на последних работах. Был и кулер и чай, сахар,печенье , а на второй работе владельцы - америкос-латыш, немец и украинский гражданин на Хаммере катается, так я начальник оттела кадров и охраны труда просидел год на стуле - развалюхе. Позор было принимать людеей на работу а им это в ум не приходило.
Так я начальник охраны труда не мог в день 10 гривен от них получить  на мыло в туалет.

Не могу пройти мимо, не расставив точки над И.

В начале-середине 2000х годов на Украине дела после дефолта 1998  в бизнесе шли на поправку, активно на рынок заходили иностранные компании, и на местном рынке появлялись так называемые "социальные пакеты сотрудников". Кроме месячной зарплаты, туда еще как правило входили мобильный телефон (для определенных категорий), медицинская страховка. Некоторые также обеспечивали бесплатный обед в офисе, и практически все снабжали бесплатным кофе-чаем.

Но это все было хорошо только до определенного этапа, т.к. Украина в плане бизнес-практик всего навсего копирует далее продвинутый Западный мир, который собственно и устанавливает правила. Кроме того, не нужно и пытаться сравнивать уровень и масштабы украинского бизнеса даже представительств западных компаний, от САН Интебрю до АХА, с их аналогичными материнскими подразделениями в штатах, Австралии, Франции. В частности, модель работы сотрудников на Украине и здесь, в Австралии, отличается весьма существенно (хотя нужно сказать САН Интербрю за последние 5 лет продвинулся в этом плане очень далеко в сторону западных стандартов, и этот опыт позволил мне чувствовать себя более менее комфортно сейчас в ИБМ). На родине у тебя есть отдел, стол, стул, как правило какие то локальные склоки, чаще всего отсутствие внятных процедур в многих сферах деятельности компании, что ведет к перетягиванию одеяла в сторону более ушлых руководителей. Поэтому иногда простое оформление командировки и отчет за нее может превратиться в увлекательный квест с неопределенным результатом. Где человеческий фактор каждого конкретного винтика - более чем весом. Встречи с Марь Ванной из бухгалтерии избежать не удасться никак. Маразм ситуации - прикрытая главбухом, для которой дело чести прикрывать своих и клевать чужих, Марь Ванна, по сути клерк, формально не наделенный властью принимать решения, может ваши отчеты и действия трактовать как хочет, вести себя как Гаишник на дороге, самоутверждаясь и демонстрируя собственную значимость и власть.

Теперь здесь: есть прописанная процедура, полностью совместимая с локальным законодательством, весьма разумным и либеральным. Мне нужно в командировку, билеты - пожалуйста. Захожу в специальный раздел на сайте, заказываю билеты, даты, и т.д. Созданный запрос попадает автоматически на утверждение моему начальнику. Он подтверждает, и запрос по цепочке попадает на обработку соответсвующей группе сотрудников. Находиться они могу на 2 этажа ниже, а могут  в Малайзии. Запросы/ответы приходят не от миссис Мэри Ван, а от группы "Бизнесс Трэвел Саппорт Операшионс". В процедуре написано, что 2-4 дня обрабатывается заявка, значит так и будет. И кто конкретно из этой группы это делает, я не знаю, и если возникает вопрос, я его опять таки адресую на всю группу. В 90% случаев все мои нужды в огранизации рабочего процесса обслуживаются через процедуры, через интернет, телефон и удаленно. Кто, откуда, как и где - мне это неведомо, скрыто за интерфейсом.

А теперь - пикантный момент, маразм этого подхода. В случае нестандартной ситуации, выхода чего то из строя, работающие по процедуре сотрудники не реагируют и ничего не происходит для исправления. Душистый пример - в мужском туалете писуары обслуживаются какой то продвинутой совершенно внешней, не имеющего никакого отношения к ИБМ компанией. Продвинутость в том, что происходит не промывка писуара водой, а вакуумное всасывание (не путать с био-туалетами), о чем радостно сообщает табличка на стене, с контактами этой организации. Но во вторник один писуар засорился, и ничего никуда не всасывается. И в среду желтоватая жидкость продолжает колыхаться не всасываясь, и в четверг, пятницу. Продвинутая организация удаленно не знает, что что то засорилось. Уборщики этого туалета, уже из другой организации, по своей процедуре например моют только пол и унитазы, а писуары не трогают. И из пользователей никто не желает тратить время на звонок по номеру 1300 ххх ххх, сообщая о проблеме. Возможно, раз в неделю кто то из адм отдела ИБМ и делает обход территории, по своей процедуре. Значит только он и сообщит о проблеме. А до его инспекции проблема так и будет благоухать.

Ну и теперь обратно к отсутствию чая. Как правило в огромных компаниях рабочая культура такова, что компания обеспечивает сотрудников только необходимыми рабочими инструментами. Т.к. каждый элемент требует своей процедуры, и своей команды по ее сопровождению. И как правило всё хотят вывести в аутсорсинг и делать это из Индонезии или Индии на все сто тысяч миллионов сотрудников компании. Так стоимость каждой транзакции будет минимальна. И получается что чай/кофе в эту схему вписывается плохо. Правда, почему сюда не вписывается мышка, мне не понятно. Но это уже детали, возможно мой босс просто поленился создавать этот запрос при организации рабочего места нового сотрудника, а ассистента в отделе нет.

Так же не стоит сбрасывать со счетов, что с рабочей силой ни на Украине (особенно в провинции), ни здесь особо не церемоняться. Нет, всегда есть ценные кадры, которые сами диктуют условия в каких то рамках. Но как правило это происходит только на более менее высоких уровнях позиций. И трудовое законодательство здесь позволит в случае необходимости за месяц сократить определенное количество сотрудников. Нет, если будут закрывать фабрику, сокращать 500 рабочих мест, то в прессе будет внимание к такой акции, перегоры с правительством. А вот небольшие реорганизации, усушки и утряски проходят как правило незаметно.

В маленьких компаниях, частном бизнесе в Австралии ситуация с сопутствующими сервисами как правило противоположная. Вплоть до тренажерного зала прямо на этаже, плюс пиво/снейки по пятницам на халяву для сотрудников. Но зато компания маленькая. И уволить в случае чего смогут так же быстро и эффективно.

Еще такая деталь: оформляя свои трудовые отношения с работодателем, ничего похожего на профсоюз не проскальзывало. Я так понимаю, если хочу быть членом профессионального союза, нужно самому проявлять инициативу, искать его, узнавать условия, самому платить членские взносы, видеть как эта копеечка реально уходит из моего дохода и считать, что это может принести мне взамен.

кЭпитализм, одним словом.

Upd1: Чтобы уж совсем все точки над И - лично я в настоящий момент совсем не чувствую себя обиженным отсутствием бесплатного чая, мышки и прибитого к полу стола, где могу наклеить личную коллекцию моих любимых голых тетек.  Собственно, знал на что шел :)

.