понедельник, 28 апреля 2014 г.

Украина. Экономика периода

Мы переживаем очередной этап в жизни страны. После развала СССР был некоторый период роста и восстановления экономики в целом по стране где-то с 2000 по 2008 год. По поводу того, что происходит сейчас, попалась любопытная статья.

Прошу отнестись к ней критично. Кроме дельных мыслей и фактов, там полно передергиваний. Все перепроверять не берусь, каждый пожалуйста воспринимайте в меру своего понимания. Тем не менее прочитать рекомендую, достаточно интересный обзор того, что из себя представляет промысшенная "политика" Украины, и отчасти России. Увы.

И также предлагаю оставить в стороне все статейные эмоциональные вбросы про личностей и политику, а сфокусироваться на фактах в первую очередь экономических.

Цитаты.


В Луганске был большой завод им. Артема. Где он? От него осталось лишь жалкое воспоминание в виде полуразрушенных стен, которые заканчивают разбирать.  Луганский тонкосуконный комбинат в лучшие свои годы выпускал 7,5 миллиона квадратных метров тканей, на нем работало до 10 тыс. человек. Где он? Где Луганский автосборочный и Луганский завод автоклапанов?
Луганский завод щелочных аккумуляторов, Луганский авиаремонтный, Луганский станкостроительный завод им. Ленина, ХК «Лугансктепловоз», Завод коленчатых валов – Вы сами, дорогой друг, знаеете в каком они состоянии. В 80-е годы «Лугансктепловоз» ежедневно строил по 6,5 секций магистральных тепловозов. Теперь это месячный объем производства.
 ***

Помню, поразился, увидев утюг, который нагревался от плиты – такими наши прабабушки пользовались еще при царе-батюшке. Их, оказывается, выпускал завод им. Ленина еще в 1994 году...

***
продал Лисичанский содовый завод российскому «инвестору». Через год от «Лиссоды» не осталось ничего. Вырезана на металлолом предмет гордости лисичанцев – самая длинная в Европе канатная дорога по которой вагонетки доставляли на предприятие сырье. Оказалось, что российский «инвестор» - Уфимский содовый просто-напросто убрал конкурента. 

***

Инвестиции имеются на Западе. Там же – технологии. Сама Россия жила за счет этих технологий, начиная с Петра I. Вот тот же несчасный Лисичанский содовый. В 1887 году его основал пермский купец Иван Любимов и бельгийский инженер-технолог Эрнест Сольве. Фирма, владевшая заводом так и называлась: «Любимов Сольве и К°».
Директором и строителем Луганского литейного завода (тот самый, ныне метвый завод им. Ленина) был шотландец Чальз Гаскойн. Из Европы же были выписаны оборудование, там куплены технологии.
ХК «Лугансктепловоз» в свое время основал немецкий промышленник Густав Гарман. Из Германии же не только оборудование, но инженеров и квалифицированных рабочих привез.
В моем родном Дзержинске обе шахты, с которых и начинался город, основали бельгийцы. Они так и назывались: Северная и Южная шахты Бельгийского общества. И в Лисичанске первые шахты пострены иноземцами. И в Донецке. Он и назывался раньше Юзовкой – по имени строителя металлургического завода Гентри Хюза.
 Продолжая рассуждать на темы, поднятые статьей, задумываюсь о причинах, почему в 18-19 веках западу было экономически целесообразно продавать технологии и инвестировать в промышленность Российской Империи. При прочих необходимых условиях (деньги любят тишину, стабильность и неприкосновенность частной собственности) думаю инвесторы расчитывали зарабатывать на немаленьком локальном рынке. Построили металлургический завод - продают металлопрокат тут же в Российской Империи. Для завода - шахту. И даже содовый - содой снабжать всю Империю. В те века логистика стоила несоизмеримо дороже, так что это имело смысл.

А сейчас? Логистическая составляющая в стоимости товара сейчас очень незначительна. Тот же маркетинг, реклама (особенно в потребительских товарах, как та же сода) сейчас занимают несоизмеримо больше, чем логистика. И получается что один завод в условно говоря Германии может завалить продукцией пол мира. Зато один рекламный ролик можно крутить по всем странам, с локальной звуковой дорожкой, если возможно.

Другая причина - близость производства к сырьевым источникам. Железная руда, уголь, древесина, мел - все это в Украине было, все эти заводы и были построены. Но сейчас то сырьевая база истощена. Т.е. эти производства реанимировать и технологически обновить смысла уже практически не имеет.

Т.е. напрашивается неутешительный вывод, что восстановление экономических предприятий Украины и Донбасса в тех же самых сферах деятельности, что и при СССР, невозможно во многих отраслях.

Так где же выход?
Хороший вопрос.

Помнится, в начале двухтысячных, когда мы только начинали жить в Киеве, меня удивляло обилие мелких и простых товаров производства Польши, Латвии... Шурупы, потребительская металлическая штамповка, изделия из пластмассы, разные люстры-светильники. Товар вроде копеечный, но именно с него, похоже, началось восстановление экономики той же Польши.

Украинские предприниматели шли тем же путем, и рады бы выращивать собственный бизнес с самых низов, да вот только коррупционная составляющая внутренней политики не способствовала этому.

Так что, все таки, без обуздания коррупции все остальные здоровые и долгосрочные успехи в экономике и обществе также маловозможны.

Годы роста 2000-2008 в Украине за счет восстановления (в основном) на базисе советских экономических предприятий уже прошли, и второй раз на этой лошадке покататься не удасться.

Еще есть сфера ИТ. Но она тоже во многом лишь сырьевой придаток запада. Ресурсы в Украине, а продукт делается для США и Европы. Собственных программных продуктов раз два и обчелся. СофтСерв что-то пытается продавать мирового уровня. Кто знает другие примеры? Даже таких относительно простых ИТ услуг, как ИТ хелпдеск для западных пользователей, по аналогии с Индией, Филиппинами - у Украины нет. Не говоря уже о серьезном независимом консалтинге, технологических платформах, облачных и прочих ИТ сервисах. Ничего подобного, насколько я понимаю, нет.

В общем такие мысли про экономику родной страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий