воскресенье, 16 июня 2013 г.

Большой балет

Быстро пробежали несколько месяцев с покупки билетов, как описано в этом январском посте блога, и вот мы уже посмотрели это представление. Прошло две недели, и по холодным следам можно спокойно поделиться впечатлениями.


Давайте сразу о главном.
В мире шоу бизнеса, как и во всей остальной жизни, существует великое множество уровней качества представлений. От детского утренника вашей районной школы до мега-концертов Мадонны и Бейонс. Это в массовой культуре. Со стороны классической музыки и балета десяток ведущих мировых театров также представляют верхушку соответствующей пирамиды, и являют миру шоу высочайшего уровня.


Конекретно в балете это включает все основные компоненты представления.

- музыка. Ведущие композиторы, уникальные основополагающие музыкальные произведения, и интересные, и сложные, и воспринимающиеся потребителем, и служащие поддержкой балету. Кроме того важная часть - живое исполнение оркестром.
- хореография. Нужно ли говорить, что классический балет требует высочайшего мастерства, профессионализма, и главное таланта. При этом как у непосредственно исполнителей, так и у хореографа и постановщика
- костюмы. Несомненно важная тема. Кроме соответствия теме спектакля, костюмы должны быть красивыми, запоминающимися, удобными и практичными, выдерживая многочасовые танцы
- декорации. От рисунков на полотнах до помостов, дополнительных объектов на сцене и подобное.
- размер танц площадки.

Рассмотрим вышеприведенные параметры на примере конкретного балета "Корсар" в исполнении Большого Театра в Брисбене.

Общее впечатление - да, вау! Представление мирового уровня, одно из самых красивых шоу мира.

Музыка - несомненно хороша, прошла проверку временем, и после нескольких дописок и доработок текущая компоновка балета несомненно очень качественна. Большая часть написана Адольфом Аданом, с переработками и добавлениями Leo Delibes, Cesare Pugni, Riccardo Drigo. Плюс живое исполнение местным квинслендским симфоническим оркестром под управлением московского дирижера Павла Сорокина. Лично наша оценка - безусловные 5 баллов.  И за исполнение, и за звучание, и за соответствие теме с танцами.

Хореография. Оригинально либретто Jules Henri de Saint Georges, Joseph Mazilier, переложенное в танцы в 19м веке Мариусом Петипа для его постановки в Мариинке. Данная версия Большого Театра переработана Алексеем Ратманским и Юрием Бурлакой, уже в конце 20го, начале 21го века. Что тут можно сказать - очень хорошо. Особый восторг, несомненно, па-де-де главного мужского персонажа Конрада во второй сцене первого акта. Все остальные танцы, и солистов, и кордебалета - очень хороши.

В данном турне Большой представляли: прима-балерина Екатерина Крысанова (Медора) и премьер Руслан Скворцов (Конрад). По нашему мнению Руслан - безоговорочный зачет, 6 из 5ти. Крысанова поначалу танцевала как-то без огонька. Да, очень технично, безупречно, правильно - но без эмоций, скучновато, не зажигала. По крайней мере в первом акте. Во втором стало получше, и к третьему она уже разошлась, стало совсем хорошо.

Кроме соло, также очень хороши массовые танцы и сцены, с кордебалетом и прочими вспомогательными фигурами. Центральная сцена - Оживленный сад, также является одной из жемчужин мирового балета. В нашем предсавлении на сцене находилось до 50ти человек одновременно, очень сложное, красочное и красивое шоу. При этом чувствовалось, что из за чуть меньших размеров сцены Лирического Театра Квинсленского Центра Искусств по сравнению со сценой самого Большого театра в Москве, здесь у танцоров некоторые элементы были упрощены или сокращены. Например 3 пируэта вместо 4х.

Не могли мы не обратить внимание и на определенные моменты женских танцев, под кодовым названием "показала товар лицом". Из за дизайна пачек при определенных движениях вся женская прелесть в кружевных дизайнерских трусиках оказывается открытой взорам зрительской публики. Не то чтобы это было шокирующе, но как-то неожиданно. Но уменьшать оценку из за этого не будем. К тому же этот эффект возникает как из за танцевального движения, так и из за дизайна пачки, т.е. находится на стыке.

В общем и целом по танцам и хореографии - несомненные 5 баллов.

Костюмы. Работы дизайнера Елены Зайцевой - очень соответствуют, красивые и несомненно практичные. Турецкий работорговый мир, азиатский колорит, восток дело тонкое - все присутствует, умело сочетая историческую подоплеку сюжета с канонами балетного искусства. (Думаю предыдущую фразу какому-нибудь театральному критику средней руки было бы даже не зазорно включить в рецензию для районной газеты :) ).

Декорации. В общем и целом соответствуют, выглядят красиво и уместно. Особо можно отменитить последнюю сцену третьего акта, где на танцы уже либретто не осталось, органичились только достаточно натуралистичным кораблекрушением на сцене!!!! Немаленький макет корабля разломался на 2 части и уполз вниз сцены под колыхание шелковых волн. Не Трансформеры в 3Д, но все равно интересно. Вплоть до вопроса уместна ли такая сложная декорация в балете? :)


Кроме того, о качестве и роли декораций также говорит факт, что для данной постановки Ратманским использованы декорации соответствующие по духу романтическим полотнам кораблекрушений английского художника Тёрнера. В общем и целом, в том числе на наш вкус, художественно все 3 сцены выполнены очень достоверно, качественно и со вкусом. Базарная площадь турецкого городка, пещеры корсаров на острове, дворец Саид-Паши включая оживленный сад, несомненно. И финальное чукалово на развалинах кораблекрушения ))). 5 баллов.

Размер сцены. Здесь только четыре балла, т.к. сцена явно меньше Большого Театра Москвы, это ограничило количество одалисок-кордебалета в сцене Оживленного Сада, это ограничивало сложность танцев солистов, это не давало достаточно простора вспомогательным персонажам, ютившимся по углам.

В заключение следует добавить, что благодаря великой силе интернета, исключительно в ознакомительных целях, мы также сравнили виденный нами балет с оригиналом на московской сцене. В данной московской постановке тот же Конрад, что и приезжал к нам в Брисбен, половина, если не больше, остальных танцоров, тоже те же.

Костюмы на 90 процентов так же соответствуют, хотя декорации несколько отличаются в сторону упрощения.

Для оформления этой записи использованы фотографии с сайта http://www.qpac.com.au/bolshoi/le-corsaire.html , а также самого большого театра http://www.bolshoi.ru/performances/198/