воскресенье, 17 февраля 2013 г.

четвертая власть. Печатная. Национальная

С интересом прочитал познавательную заметку о состоянии печатной прессы и в частности СМИ, на родине или близко к ней (Россия). Автор Док (Semiurg).

цитата:
Что же случилось с дотационностью? Почему «продажные» СМИ не куплены на корню? Да просто потому, что они никому нахуй не нужны. Они бы и рады продаться — а никто не купит. Увы, иллюзия того, что СМИ какая-то там по счету власть, рассеялись давно и навсегда. Если раньше влияние (сильно переоцененное) прессы на народное мнение хоть как-то имело место, то сейчас оно скатилось до величин вполне ничтожных и пренебрежимых. В первую очередь, пресса виновата в этом сама — наглухо уронив свою репутацию безудержным и наглым враньем, а во вторую — просто не выдержала конкуренции с телевизором, который является реальным инструментом влияния. То есть, вложения в печатное СМИ, как в орган «формирования мнения» просто не окупятся, и сейчас это дошло даже до последнего кандидата в управляющий совет зажопинской водокачки. Если же местная газетенка попытается всерьез укусить региональные власти — то никто не станет ее покупать или, боже упаси, откупаться — ее закроют в шесть секунд за «нарушение правил противопожарной безопасности», нелицензионный софт на компьютерах, «черные» зарплаты или еще какие нарушения. Причем, вся редакция окажется с «волчьим билетом» и не сможет больше опубликовать даже объявление на столбе — и каждый региональный издатель это знает.

И через призму региональных, местечковых изданий, и столичных центральных - это все звучит страшно. Не знаю, насколько описания соответствуют реальности, нужно делить на 2 или 10, но мысли звучат правдоподобно. И тут же от себя мозг добавляет, что пожалуй вся страна, особенно регионы, скатились в трясину вот такого вот "бизнеса". А раз нет реальной коммерческой составляющей, то и с точки зрения работника первостепенную значимость приобретают не твои профессиональные навыки как журналиста, писателя или фотокорреспондента. А умение рекламного агента издательства найти и прикормить источник финансирования.

Как результат - в экономике происходит крен востребованности. Меньшее значение и вознаграждение имеет профессия, которой нужно долго учиться и постепенно накапливать навыки и мастерство, развиваться годами. А на первый план выходят роли продавцов, т.е. связи, отношения, умение пить водку с нужными людьми и подобные способы бизнес коммуникаций.

Нет, никто не спорит, в продажах тоже есть профессиональные позиции, требующие именно специфических знаний и умений в именно продажах. Но в ситуациях, когда ты продаешь не конечному потребителю, а спонсору, это совсем другой коленкор.

В одном из недавних National Georgaphic была статья про Кубу, которая напомнила одну подзабытую истину из времен недавнего социалистического прошлого. Когда в экономике тоже происходил подобный крен, и лучше жили не профессионалы, а сотрудники сферы услуг, или люди на местах, которые могли что-то "унести" с завода, фабрики или склада.

Здесь в издательком бизнесе, похоже, возвращается на круги своя. Аналогично, думаю, все меньше и меньше честного коммерческого бизнеса может выживать в таких условиях перегибочной экономики. Честный - это когда бизнес получает доход от конечного потребителя услуг или товаров за реально оказанные услуги или товары. Иначе бизнес дотационный или спонсированный.

В других сферах, возможно, происходит нечто подобное.

Заодно, эта же заметка очень показательно подчеркивает, что достучаться до потребителя контента становится очень и очень трудно. С одной стороны огромная конкуренция среди всех и разных СМИ, с другой, по крайней мере на родине, подорванное доверие к большинству из этих СМИ. Именно поэтому я очень скептически отношусь к идее "Раскрутить блог или получить какую-то аудиторию". Без иллюзий - данный блог это скорее персональный дневник, интересный в первую очередь ближайшим родственникам и друзьям. Если же здесь и проскальзывают вещи, могущие быть интересными широкому кругу читателей, то это скорее случайность :))

Эх, а на каком-то курсе института, когда только появлялись персональные компьютеры и доступ к ним был еще весьма ограничен, мы с другом носились с идеей основать северодонецкую газету "Окна"... И где теперь та идея?

Хотя друг в другой(их) региональных газетах потом таки поработал, было бы интересно узнать его мнение о реальности современных процессов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий