вторник, 16 ноября 2010 г.

Леворукое

С момента начала нашего активного пользования средством передвижения индивидуального пользования прошло уже почти 10 месяцев, напользовали мы 11 тыс. километров, и в голове тесняться разные мысли от наблюдений над местными автодорожными реалиями. Периодически эти мысли прорывают блокаду и выплескиваются на людей разнородными постами по ключевому слову транспорт. Но букв, как мы знаем, всего 33, а мыслей много, поэтому можно и продолжить.

Во первых левосторонность для правостороннего человека. по большому счету какой то страшной ломки не было. Пару практических занятий по спокойным тихим улочкам, первые несколько дней тянучки влево (подальше от встречных машин) - и собственно все. Чуть дольше руки отвыкали включать дворники вместо поворота и наоборот, но и это покорилось. К тому же в большом городе передвижение подразумевает пользование более менее магистральными дорогами, где обязательно есть разметка, при этом даже если выполняешь поворот направо пересекая встречный ряд пунктирная разметка обозначает траекторию. В свой ряд из за этого попасть проще. На последней миле может быть дорога без разметки, но там как правило и машин движущихся нет, все припаркованные стоят :) Поэтому это проехали.

Дальше правила. Привычной нам брошюрки ПДД я тут не нашел, с сайта ГАИ (РТА) скачал вопросы к экзамену, с ответами, почитал и дело с концом. Никакой там первой помощи если кого то переехал грузовик, градусов люфта руля, миллиметров остаточного износа резины и длины буксировочного троса. Автомобилем пользуются и подростки лет с 16ти, и пенсионеры лет за 80.

Ну и самый изюм - поведение других на дорогах. Воистину кто как живет, тот так и водит. Если люди случайно на улице оказываются в близости друг друга (даже не толкнув случайно - просто близко рядом) - извиняются как правило оба. Аналогично и за рулем. Вежливость по отношению к другим и следованием правилам.

Простые вещи, о которых на родине как то даже неудобно говорить.
- включишь поворот перестроиться- всегда пропустят.
- автобус отъезжает от остановки - все остановятся и пропустят
- скорая/пожарная - все мигом освобождают ряд для проезда.
- по встречке не ездит никто,
- по тротуарам не ездит никто,
- на тротуарах не паркуется никто,
- из 3х полос 4ре никогда не делают.

Зато: мало пешеходных переходов и по умолчанию на Т образных у пешеходов нет преимущества при пересечении второстепенной дороги (не говоря уже о главной). я по привычке поначалу ходил смело, теперь уже не такой смелый :)
На бледно-красный все равно ездят. Редко, но бывает.
скорость превышают не сильно, как правило до 8км/час.
Благодарность включением авариек на пару мигов не выражают.

Самое главное отличие: когда на родине нарушаешь правила - чувствуешь себя если не героем, то как минимум умеющим плыть против течения. Здесь - идиотом.

Можно пытаться ездить на явный красный, поворачивать не из того ряда, не пропускать автобусы, парковаться где попало и как попало, но во первых окружающие как минимум обдудят и выкажут свое фе, во вторых рейнджеры/полиция и камеры не спят. Одного штрафа на минимум 86 долларов за неправильную парковку будет достаточно привыкнуть оплачивать эту самую парковку и не парковаться там, где ее нет.

2 примера наблюдал собственными глазами. В первом случае на перекрестке есть специальная полоса для поворота направо по стрелочке светофора. И только направо. Водитель ошибся и из этой полосы пытался ехать прямо - но некуда, после перекрестка на этом месте уже была встречка. Просился влево, 4-5 машина его пропустила, но вроде никто не дудел, было видно что чел растерялся и неумышленно нарушал.

Второй случай - на дороге с односторонним движением встречная полоса только для велосипедистов, по ней кралась легковушка. На перекрестке пешеходы ему высказали свое фе, постучали по капому и покрутили у виска.

За 10 месяцев всего 2 раза применял экстренное торможение, и только раз дело дошло до полной остановки. Зачастую наблюдаю картину когда на светофоре из 3х полос слегка заполнена левая, длиннючая средняя и короткая правая. И из средней народ не стремится равномерно заполнить лево/право. Им комфортнее совершать минимум перестроений, они могут быть старыми, больными, молодыми, уставшими. По полосам активно рыщут не более 10 процентов водителей (таксистов не считаем).

Еще один момент - кое где достаточно узкие полосы, и широченные автобусы/грузовики занимают их тютелька в тютельку. При этом скорость они держат на грани, и при изгибах дороги лучше не быть рядом с ними, чревато.

Весь мой опыт основан на интенсивном пользовании дорогами в мегаполисе. В кантри, где до ближайшей заправки/бара может быть километров 100 и население 1.5 человека на 10 км2, могут быть несколько другие ощущения. Но пока не плавали, не знаем.

Пока все, жизнь продолжается.

.