воскресенье, 25 марта 2012 г.

Современная роскошь: однозадачность.

It's not just the number of hours we're working, but also the fact that we spend too many continuous hours juggling too many things at the same time. 
С некоторых пор назад в бизнес среду вошел такой термин, как "многозадачность", или "малтитаск", что в переводе с английского значит то же самое. Само такое понятие пришло в обычную жизнь из сферы информационных технологий, а именно с того момента, когда появилась архитектура компьютера, позволявшая в один момент времени виртуально выполнять несколько задач. Именно - с появлением х386 архитектуры и 16ти битных компьютеров. Виртуально - потому что все таки одно процессорное устройство никак не могло в один момент времени физически выполнять 2 разных вычисления (ядро было одно, до многоядерных процессоров еще было далеко). И многозадачность выражалось в умении компьютера переключатся на вторую задачу, пока например задача 1 ожидает каких-то данных с медленных устройств (чтение исходных данных с медленной ленты или жесткого диска). В этот момент быстрый процессор простаивал, и его использование для другой задачи было более чем оправданно.


До появления в нашей жизни персональных компьютеров офисная работа человека тоже была близка к однозадачной. Есть стол, входящие-исходящие бумаги, один телефонный аппарат на столе, канцтовары. Труженик по одному обрабатывал бумаги, звонил куда-надо, разговаривал с кем надо/собирал нужные сведения, завершал задачу и помещал в исходящие для передачи по цепочке. Понятно, что работая над большой многодневной ведомостью могли быть "окна" ожидания данных от других людей, и в эти окна можно было поработать над другой задачей, попроще. Но чтобы человек одновременно работал над двумя разными документами - это было трудно представить. Рука и ручка то у человека одна :)

Появились персональные компьютеры - совсем другой уровень коммуникаций и выполнения задач. Везде, где можно, бумажные операции заменены работой с электронными документами. Везде, где можно, есть телеконференции, видеоконференции, подключение к сети и почте, вплодь до поезда по дороге на работу. Как результат, совсем не редкость когда человек находится на совещании, имеет ноутбук, доступ к почте, чатится, пишет, участвует в совещании и все такое. Таким образом, в жизнь человека вошла многозадачность.

Хорошо это или плохо? До определенного момента, как в случае с нашими младшими братьями - компьютерами, это экономически оправданно и рационально. Простои и потери рабочего времени понижаются, люди не простаивают когда есть незанятая минута, а могут постоянно быть доступными для решения задач в сфере своей ответственности.

Все это было-бы хорошо, если бы не доходило до абсурда. В последние годы, в эпоху расцвета глобализации, виртуальных распределенных команд, корпораций и отделов, практически вся офисная работа происходит через компьютер и его средства коммуникации. А неуемное желание руководителей в погоне за максимальной ценой акций получить минимальные затраты и прочее, приводит к чрезмерным сокращениям штатов, переоценке (в смысле завышеной оценке) возможностей электронных коммуникаций и недооценке реальных масштабов трудозатрат для достижения результата. Как следствие - многие современные сотрудники, чтобы демонстрировать ожидаемый уровень результативности, вынуждены заниматься мультитскингом, или многозадачностью, везде, где это только возможно. И в том числе демонстрировать это руководству.

К чему мы все это ведем? Пару дней назад на линкед ин появилась тематическая статья по данному вопросу, точку зрения которой я разделяю. Так же большинство комментаторов находят изложенные в ней наблюдения, приведенные цифры и выводы - корректными. Вот ссылка (статья на английском): The magic of doing one thing at a time . Отталкиваясь от описанной проблематики малтитаскинга, статья описывает вытекающие из него следствия уменьшения работоспособности сотрудника, падения качество выполнняемых задач, повышенная утомляемость и усталость, низкая мотивация. Также сформулированы некоторые тезисы по тому, как каждому сотруднику пересмотреть свою работу и бороться с малтитаскингом на своем рабочем месте, чтобы поддерживать и работоспособность, и "sanity" - английское слово наиболее точно отражающее эту сферу профессиональной деятельности.

Сама по себе статья небольшая, всего пару страниц. В общем, рекомендую.

.